Владимир Энтин -

Похожие споры, связанные с нарушением прав на формат, на российском рынке уже были – в частности, кейс с программой «Точь-в-точь»: ответчиком по иску, поданному в 2014 г. владельцем прав на формат – Endemol, также был «Первый канал», напоминает адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» Владимир Энтин. Endemol обвиняла «Первый канал» в том, что «Точь-в-точь» полностью скопирована с Your Face Sounds Familiar («Ваше лицо кажется мне знакомым»), оригинального формата этого международного производителя, созданного в Испании в 2011 г. Однако ответчик стоял на том, что в российском законодательстве нет такого охраняемого объекта авторского права, как формат, и Арбитражный суд Москвы отклонил иск. В 2015 г. Верховный суд не нашел оснований для пересмотра дела.
 
«С точки зрения обращения производитель допустил ошибку, когда заявил о копии продукта. В этом случае суд начинает сравнивать характеристики двух проектов и, если они совпадают не полностью, выносит вердикт в пользу ответчика. Если бы тогда речь шла о переработке оригинальной версии, то у производителей было бы больше шансов на победу в суде», – резюмировал Энтин.

1 декабря 2021, 00:38 / Медиа 
«Первый канал» не заплатил за «Двух звезд»
Телеканал выпустил в эфир новый сезон шоу, но в этот раз не покупал лицензию на формат, утверждает правообладатель
Мария Истомина, Дмитрий Игнатьев
 
 
 
Телеканал выпустил в эфир новый сезон шоу, но в этот раз не покупал лицензию на формат / Елизавета Карпушкина / ТАСС
Владелец формата шоу «Две звезды» – Banijay Group – направил гендиректору «Первого канала» Константину Эрнсту претензионное письмо. Поводом для обращения стал выход в эфире канала нового сезона передачи «Две звезды. Отцы и дети». Как следует из письма (копия есть в распоряжении «Ведомостей»), ни сама Banijay Group, ни владелец исключительной лицензии на производство форматов группы на территории России – АО «ВайТ медиа» (работает под брендом WeiT Media) – не давали «Первому каналу» разрешения на использование в шестом сезоне формата передачи «Две звезды» и не получали от канала соответствующий платеж. «Первый канал» на момент публикации не ответил на запрос «Ведомостей». В Banijay отказались от комментариев. Генеральный продюсер WeiT Media Юлия Сумачева подтвердила факт направления письма, но от дальнейших комментариев отказалась.
 
«Две звезды» – российская адаптация международного формата Stars on Stage, телевизионные права на который по всему миру принадлежат Banijay Group. Шоу выходило на «Первом канале» с 2006 по 2013 г., всего за это время «Первый канал» показал пять сезонов. Первые пять сезонов «Двух звезд» выходили в прайм и пользовались популярностью у зрителей. Средняя доля 11 эпизодов передачи, вышедших на «Первом канале» в октябре – декабре 2006 г., среди зрителей 14–59 лет (целевая аудитория канала) составила, по данным Mediascope, 24,7%. Аналогичный показатель самого канала за 2006 г. в этой же аудитории равнялся 20,1% (проект, превзошедший среднюю долю канала, считается однозначно успешным). Первый эпизод шоу «Две звезды. Отцы и дети» вышел в эфир 21 ноября в 17.35. Это время не считается у телеканалов праймовым, и средняя доля премьерного выпуска шестого сезона составила лишь 11,2%, аналогичный показатель «Первого канала» за этот день был равен 7,7%.
 
АО «ВайТ медиа» (WeiT Media) – крупный производитель телевизионного контента – партнер Banijay Group, в котором группе принадлежит 50,1%, еще по 24,5% – у генпродюсера НТВ Тимура Вайнштейна и Сумачевой. В марте 2010 г. WeiT Media заключила стратегическое партнерство с Endemol и получила их библиотеку. В 2014 г. Endemol и Shine Group объединились, и WeiT Media получила эксклюзивные права на библиотеку Shine Group (среди проектов – шоу «Мастершеф», сериалы «Острые козырьки», Humans и другие популярные форматы). В 2020 г. Endemol была куплена крупнейшим производителем контента – Banijay Group, библиотека контента соответственно расширилась на форматы, принадлежащие Banijay.
 
На предыдущие пять сезонов «Первый канал» покупал лицензионные права на формат, знает сотрудник крупной медиакомпании и собеседник «Ведомостей», знакомый с условиями контрактов. Размер платежей они уточнить не смогли. В этот раз «Первый канал» обратился к Banijay, но, получив ответ, что вопросы о приобретении прав на формат на территории России относятся к компетенции «ВайТ медиа» и обращаться необходимо именно к этой компании, в итоге этого так и не сделал, знают собеседники «Ведомостей».
 
«Использование произведения, включая публичные сообщения, заказ и создание программы, основанной на произведении, и иные действия без согласия правообладателя являются грубым нарушением деловой этики и авторских прав», – указывает в своем письме Эрнсту Banijay, отмечая при этом, что в «качестве ответной меры» оставляет за собой право обращаться в суд в России и за рубежом.
 
Опрошенные «Ведомостями» юристы сходятся во мнении, что доказать нарушение авторского права в российском суде Banijay будет довольно сложно. Идеи, а в каком-то смысле формат – это идеи передачи, согласно положениям Гражданского кодекса РФ, авторским правом не охраняются, говорит управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко: «С точки зрения закона нет проблемы в ситуации, если основная идея одной программы пересекается с концепцией другой, но при этом элементы формы у них отличаются».
 
Между тем, как отмечает Кравченко, правообладатель может попытаться найти схожесть между тем, что показал в эфире «Первый канал», и форматом, лицензию на который они ему уже ранее продавали. Для этого правообладателю, по словам эксперта, придется провести искусствоведческую или автороведческую экспертизу, чтобы установить, что аудиовизуальное произведение «Первого канала» является переработкой формата: «Переработка – это уже самостоятельный способ использования произведения, на который необходимо получать разрешение у обладателей исключительного права. Если такое разрешение не было получено, то правообладатели могут требовать компенсацию. Причем размер этой компенсации может быть очень большим. Например, суды по форматам сериалов «Менты» и «Опера» закончились компенсацией в размере двойной стоимости исключительного права, речь идет о 1,7 млрд руб.».
 
Похожие споры, связанные с нарушением прав на формат, на российском рынке уже были – в частности, кейс с программой «Точь-в-точь»: ответчиком по иску, поданному в 2014 г. владельцем прав на формат – Endemol, также был «Первый канал», напоминает адвокат межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» Владимир Энтин. Endemol обвиняла «Первый канал» в том, что «Точь-в-точь» полностью скопирована с Your Face Sounds Familiar («Ваше лицо кажется мне знакомым»), оригинального формата этого международного производителя, созданного в Испании в 2011 г. Однако ответчик стоял на том, что в российском законодательстве нет такого охраняемого объекта авторского права, как формат, и Арбитражный суд Москвы отклонил иск. В 2015 г. Верховный суд не нашел оснований для пересмотра дела.
 
«С точки зрения обращения производитель допустил ошибку, когда заявил о копии продукта. В этом случае суд начинает сравнивать характеристики двух проектов и, если они совпадают не полностью, выносит вердикт в пользу ответчика. Если бы тогда речь шла о переработке оригинальной версии, то у производителей было бы больше шансов на победу в суде», – резюмировал Энтин.