Кистерев Д.Д. Интеллектуальные права ребенка в Российской Федерации как элемент его правового статуса

Интеллектуальные права ребенка в Российской Федерации как элемент его правового статуса 

Вестник ТвГУ. Серия "Право". 2018. № 2. 150 УДК 347.78 – 053.5  Д. Д. Кистерев МКА «Клишин и Партнеры», г. Москва

 

В статье рассматриваются интеллектуальные права ребенка в РФ в качестве элемента его правового статуса. Проанализировав доктринальные положения, действующее российское законодательство, автор пришел к заключению о том, что интеллектуальные права и обязанности ребенка составляют элемент его правового статуса. Осуществление интеллектуальных прав и исполнение интеллектуальных обязанностей имеют специфику, определяемую общими положениями ГК РФ (ст. 26, 28), положениями СК РФ (ст. 34 - 36) и некоторыми другими нормативными правовыми актами, которые исходят из усеченности правового статуса ребенка по сравнению с совершеннолетним гражданином. Автором сделаны предложения по совершенствованию законодательства РФ в данной сфере. Ключевые слова: ребенок, правовой статус ребенка, интеллектуальные права ребенка. Вопрос о правовом статусе ребенка в РФ представлял и представляет научный и практический интерес. К сожалению, российские мыслители довольно редко обращаются к исследованию этой проблемы. В целом исследователи рассматривают данный вопрос в рамках семейного права. Так, Н.В. Летова понимает под общим статусом ребенка «совокупность основных прав и обязанностей, в том числе конституционного характера, по закону предоставленных ребенку как гражданину Российской Федерации»1 . Ю.Ф. Беспалов полагает, что «семейно-правовой статус ребенка есть совокупность его семейных прав, законных интересов, обязанностей, право- и дееспособности и других элементов юридического и естественного характера, позволяющих определить виды и объем семейно-правовых возможностей ребенка»2 . Имеются некоторые труды в общей теории права, посвященные данной проблеме. Так, О.В. Садина полагает, что «правовой статус несовершеннолетнего — это исторически обусловленная система прав, свобод и обязанностей человека с рождения до достижения восемнадцатилетнего возраста, установленных с учетом его 1 Летова Н.В. Правовой статус ребенка в гражданском и семейном праве: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. М., 2013. С. 17. 2 Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. С. 21. Вестник ТвГУ. Серия "Право". 2018. № 2. С. 150 - 156. Вестник ТвГУ. Серия "Право". 2018. № 2. 151 правосубъектности, принципов права, правовых ограничений и особенностей его юридической связи с родителями или иными законными представителями»3 . О.В. Бутько предлагает «оценивать правовой статус ребенка как ядро нормативно-правового выражения основных начал взаимоотношений личности и государства, поскольку в нем эти основные начала должны быть представлены в чистейшем, безупречном виде и воплощать величайшие ценности человеческого сообщества: веру, нравственность. Правовой статус ребенка — это объективированные и формализованные в праве возможности, необходимые личности ребенка для его всестороннего развития, т.е. для перевода потенциальных ресурсов в фактические»4 . На наш взгляд, правовой статус ребенка – это его особое правовое состояние, свидетельствующее о его правовых возможностях и обязанностях как субъекта прав в РФ. Правовой статус ребенка включает в себя: правоспособность, дееспособность, права и обязанности, различной отраслевой принадлежности. Одним из элементов правового статуса ребенка являются его интеллектуальные права и обязанности. Отметим, что ч. IV ГК РФ не предусматривает отдельных положений, регламентирующих интеллектуальные права ребенка и обязанности. Общие положения ГК РФ (ч. I), напротив, содержат некоторые правила, касающиеся интеллектуальных прав ребенка. Например, ст. 26 ГК РФ предусматривает право несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности. То есть ребенок, достигший возраста 14 лет и старше, имеет возможность участвовать в интеллектуальных отношениях, самостоятельно осуществляя интеллектуальные права и исполняя обязанности, как автор -создатель результата интеллектуальной деятельности. Вопрос о ребенке как обладателе интеллектуальных прав и, в частности, исключительных прав, приобретенных по иным основаниям, остается не урегулированным. По общему правилу, установленному ст. 1128 ГК РФ, автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, 3 Садина О.В. Правовой статус несовершеннолетнего в российском законодательстве: теоретико-правовой анализ: дис. ... канд. юр. наук. Саранск, 2009. 205 с. 4 Бутько О. В. Правовой статус ребенка (теоретико-правовой анализ): дис. ... канд. юр. наук. Краснодар, 2004. С. 11. Вестник ТвГУ. Серия "Право". 2018. № 2. 152 творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности. Таким образом, первичным признаком, позволяющим признать гражданина автором результата интеллектуальной деятельности, является наличие творческого труда в самом таком результате и в процессе его создания. Оговоримся, что в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015 г.) разъяснено, что «пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом. Необходимо также иметь в виду, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права»5 . Таким образом, и Президиум Верховного Суда РФ, решения которого обладают признаком окончательности, исходит из начала творчества при создании результата интеллектуальной деятельности. Бесспорно, ребенок может быть создателем результата интеллектуальной деятельности, ибо элемент творчества – одно из свойств его личности. Ребенок познает действительность и объясняет ее существование, специфику, проявляя при этом творческий подход. Другим признаком охраноспособности результата интеллектуальной деятельности является его форма. Она должна быть доступной для восприятия. Что также под силу ребенку. По смыслу ст. 1226, п. 2 ст. 1228 ГК РФ ребенок-автор результата интеллектуальной деятельности обладает имущественными, личными неимущественными правами и иными правами. Имущественным правом является исключительное право; личными неимущественными – право на имя, право авторства, право на неприкосновенность произведения и т.д.; иными правами – право доступа, право следования и т.д. В зависимости от вида результат интеллектуальной собственности ребенок может быть субъектом авторских прав; смежных прав; патентных прав и т.д. Следовательно, ребенок может быть обладателем интеллектуальных прав, установленных ч. IV ГК РФ, а также международными нормами, признанными РФ, и международными договорами РФ. 5 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 11. Вестник ТвГУ. Серия "Право". 2018. № 2. 153 Гражданское законодательство РФ не предусматривает запрета на возможное участие ребенка в интеллектуальных правоотношениях и в случае, если он автором результата интеллектуальной собственности не является, но при этом обладает некоторыми интеллектуальными правами на результат интеллектуальной деятельности не как автор, а в качестве иного правообладателя. Так, пунктом 3 ст. 1228 ГК РФ устанавливается, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Между тем данное право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Такими основаниями, в частности, являются продажа предприятия (ст. 559 ГК РФ); аренда предприятия (ст. 656 ГК РФ); заключение договора коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ); наследование (ст. 1241 ГК РФ); реорганизация юридического лица и некоторые другие. Согласно ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). К договорам о распоряжении исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, в том числе к договорам об отчуждении исключительного права и к лицензионным (сублицензионным) договорам, применяются общие положения об обязательствах (ст. 307 - 419) и о договоре (ст. 420 - 453), поскольку иное не установлено правилами настоящего раздела и не вытекает из содержания или характера исключительного права. Правообладателем по договору либо по иным основаниям, например в порядке наследования, может быть и ребенок. Ребенок участвует в интеллектуальных отношениях либо в качестве автора, либо в качестве иного правообладателя. Нередко ребенок может создать результат творческой деятельности и до достижения возраста 14 лет. В этом случае, исходя из его правового статуса (ст. 26, 28 ГК РФ), он осуществляет интеллектуальные права через своих законных представителей. Надо полагать, что в таком случае к осуществлению, охране и защите его прав помимо законных представителей, органов Вестник ТвГУ. Серия "Право". 2018. № 2. 154 опеки и попечительства должен быть привлечен Уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ. Определенные неясности вызывает вопрос об участии ребенка до достижения им возраста 14 лет в интеллектуальных отношениях в качестве иного правообладателя. Опять-таки, исходя из общих положений, такое возможно через его законных представителей с участием органов опеки и попечительства (ст. 37 ГК РФ, гл. 4 Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»6 ). Однако вряд ли законные представители станут приобретать такое право для ребенка, за исключением случаев, когда ребенок является законным правопреемником, например, при наследовании интеллектуальных прав после смерти наследодателя. Ребенок может обладать правом на вознаграждение за использование результата интеллектуальной деятельности. Так, вступив в брак до достижения брачного возраста ребенок приобретает полную дееспособность, а следовательно, вправе самостоятельно осуществлять интеллектуальные права и исполнять обязанности. Он обладает и правом на раздел доходов от использования в гражданском обороте результата интеллектуальной деятельности, автором которого является его супруг (бывший супруг, ст. 34 СК РФ). Ребенок, вступающий или вступивший в брак, вправе заключить брачный договор, в том числе в отношении доходов от использования результата интеллектуальной деятельности (гл. 8 СК РФ). Надо полагать, что к участию в осуществлении, охране и защите интеллектуальных прав, обладателем которых является ребенок, должен быть обязательно привлечен помимо его законных представителей, органов опеки и попечительства Уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ. Анализ российского законодательства позволяет заключить следующее. Интеллектуальные права и обязанности ребенка составляют элемент его правового статуса. Осуществление интеллектуальных прав и исполнение интеллектуальных обязанностей имеют специфику, определяемую общими положениями ГК РФ (ст. 26, 28), положениями СК РФ (ст. 34 - 36) и некоторыми другими нормативными правовыми актами. Данные положения исходят из усеченности правового статуса ребенка по сравнению с совершеннолетним гражданином. Усеченность правового статуса ребенка определяется его возрастом и неполной дееспособностью либо отсутствием дееспособности. В случаях, установленных гражданским законодательством РФ, ребенок может 6 СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755. Вестник ТвГУ. Серия "Право". 2018. № 2. 155 осуществлять, охранять и защищать свои интеллектуальные права через законных представителей, органы опеки и попечительства. Для соблюдения прав ребенка следует привлекать к осуществлению, охране и защите его прав, в том числе интеллектуальных, и к исполнению обязанностей в интеллектуальной сфере помимо органов опеки и попечительства Уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ. Возникновение, осуществление, охрана и защита прав ребенка как автора определяются общими и специальными положениями ГК РФ, международными нормами, признанными РФ, и международными договорами РФ. Возникновение, осуществление, охрана и защита интеллектуальных прав ребенка как иного правообладателя не урегулированы специальными положениями. Такой пробел неблагоприятно сказывается как на правовом статусе ребенка, так и его правовом положении, частью которого является осуществление, охрана и защита интеллектуальных прав ребенка,и исполнение обязанностей. Часть IV ГК РФ надлежит дополнить положениями об интеллектуальном статусе ребенка в РФ. Список литературы 1. Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. 2. Бутько О. В. Правовой статус ребенка (теоретико-правовой анализ): дис. ... канд. юр. наук. Краснодар, 2004. 3. Летова Н.В. Правовой статус ребенка в гражданском и семейном праве: автореф. дис. ... д-ра юр. наук. М., 2013. 4. Садина О.В. Правовой статус несовершеннолетнего в российском законодательстве: теоретико-правовой анализ: дис. ... канд. юр. наук. Саранск, 2009. Вестник ТвГУ. Серия "Право". 2018. № 2. 156 INTELLECTUAL RIGHTS OF THE CHILD IN THE RUSSIAN FEDERATION AS AN ELEMENT OF HIS LEGAL STATUS D. D. Kisterev IBA "Klishin & Partners" The article deals with the intellectual rights of the child in the Russian Federation as an element of his legal status. Analyzing the doctrinal provisions, the current Russian legislation, the author came to the conclusion that the intellectual rights and responsibilities of the child in the intellectual sphere constitute an element of his legal status. The exercise of intellectual rights and the performance of intellectual duties are specific to the general provisions of the Civil Code of the Russian Federation (Articles 26, 28), provisions of the Family Code of the Russian Federation (Articles 34-36) and some other normative legal acts, which proceed from the truncation of the legal status of the child in comparison with the adult citizen. The author made proposals on improving the legislation of the Russian Federation in this field. Keywords: child, legal status of the child, intellectual rights of the child. Об авторе КИСТЕРЕВ Дмитрий Дмитриевич - заместитель Председателя Президиума МКА «Клишин и Партнеры», адвокат, kisterev@klishin.ru KISTEREV Dmitry - Deputy Chairman of the Presidium of IBA "Klishin & Partners", attorney, kisterev@klishin.ru Кистерев Д.Д. Интеллектуальные права ребенка в Российской Федерации как элемент его правового статуса // Вестник ТвГУ. Серия: Право. 2018. № 2. С. 150 – 156.