Роспотребнадзор вправе возбудить дело об административном правонарушении по итогам социально-гигиенического мониторинга без проведения иных КНМ

Постановление Третьего КСОЮ от 18 июля 2022 г. по делу N 16-2928/2022

Дело по ст. 6.5 КоАП РФ (нарушение санэпидтребований к питьевой воде) можно возбудить непосредственно по итогам лабораторных исследований питьевой воды, проведенных в рамках социально-гигиенического мониторинга, без организации каких-либо дополнительных контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Законом о госконтроле.

На это указал суд, рассматривая жалобу водоканала на штраф по ст. 6.5 КоАП РФ:

- протокол об АП был составлен без проведения каких-либо КНМ, в основу протокола положен не акт КНМ (например, выездной проверки), а результаты лабораторных исследований проб питьевой воды, отобранных из уличной колонки специалистами Центра гигиены и эпидемиологии;

- на основе только протокола этих исследований Роспотребнадзор сделал вывод о том, что водоканал не обеспечил качество питьевой воды, подаваемой населению по показателям - трихлорметан, окисляемость перманганатная, цветность, термотолерантные колиформные бактерии, обобщенные колиформные бактерии;

- по мнению водоканала, дело об АП не может быть возбуждено непосредственно после проведения социально-гигиенического мониторинга, поскольку такая возможность не предусмотрена законом. При выявлении в ходе мониторинга нарушения санитарного законодательства органу следует принять решение о проведении внепланового КНМ на основании п. 1 ч. 3 ст. 74 Закона о госконтроле;

- однако указанный довод следует отклонить, поскольку социально-гигиенический мониторинг осуществляется в соответствии со ст. 45 Закона о санэпидблагополучии населения для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания,

- при этом ч. 1 ст. 74 Закона о госконтроле предусмотрено проведение такого КНМ, как наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), под которым понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи. А ч. 3 ст. 74 Закона о госконтроле разрешает надзорному органу - если в ходе наблюдения замечены нарушения обязательных требований - принимать решения о выдаче предостережений, предписаний, проведении внеплановых КНМ или иные решения, предусмотренные федеральным законом о виде надзора;

- статья 45 Закона о санэпидблагополучии и ч. 3 ст. 74 Закона о госконтроле не исключают возможность возбуждения дела об АП при наличии установленного п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ повода к возбуждению дела об административном правонарушении - а именно - непосредственного обнаружения должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об АП, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- как следует из материалов дела, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностным лицом установлены в ходе проведенного в порядке социально-гигиенического мониторинга анализа протоколов лабораторных исследований отобранных проб питьевой воды. Следовательно, дело об АП в отношении водоканала возбуждено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ исходя из сведений, содержащихся в протоколе лабораторных исследований.