Особенности предоставления дополнительных услуг при оформлении кредита: разъяснения Банка России

В случае если при предоставлении потребительского кредита (займа) заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, заявление о кредите должно содержать согласие заемщика на оказание ему таких услуг. Кредитор в данном заявлении обязан указать стоимость предлагаемой услуги и должен обеспечить возможность заемщику согласиться или отказаться от нее. Проставление кредитором отметок о согласии заемщика на оказание ему дополнительных услуг не допускается. (ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", далее – Закон № 353-ФЗ).

Как сообщается на официальном сайте Банка России, на практике выявляются случаи, когда заявление о предоставлении потребительского кредита (займа) предусматривает проставление отметки только при несогласии заемщика с оказанием ему дополнительных платных услуг. Соответственно, если заемщик не сделал отметки, то считается, что он предоставил согласие на получение данных услуг. Согласно позиции регулятора, такие способы получения решения заемщиков являются сложным и запутанным для понимания, особенно для лиц пожилого возраста и граждан, обладающих невысокой финансовой грамотностью. Подобная тенденция имеет своей фактической целью обход требования ч. 2 ст. 7 Закона № 353-ФЗ о предоставлении заемщику возможности принять решение о согласии на оказание ему таких услуг или об отказе от них. Таким образом, кредитор в данных обстоятельствах фактически предопределяет согласие заемщика на оказание дополнительных платных услуг, что является недопустимым. В этой связи в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) должны использоваться равнозначные, простые для понимания способы выражения заемщиком своего волеизъявления.

Банк России также отмечает, что не может быть признана надлежащей практика использования маркетинговых приемов, побуждающих заемщика к принятию определенного решения (например, выделение информации цветом или использование иного шрифта), а также акцентирующих внимание заемщика исключительно на информации о преимуществах дополнительной услуги без указания информации о свойствах указанной услуги, в том числе об ее объеме и итоговой стоимости. Такие методы преподнесения информации не позволяют заемщику полностью сформировать представление обо всех условиях приобретения продукта.

Напомним, с 3 июля 2022 года начали действовать поправки, внесенные в Закон № 353, направленные на укрепление гарантий защиты прав и интересов заемщиков при потребительском кредитовании.