welcome@klishin.ru

+7 (495) 974-73-10

Пн - Пт / 10:00 - 19:00

Москва, Большой Козловский пер., Дом 10 строение 3

kipedit

Трудовое право зарубежных стран. Германия

Источник:  
Юрайт Образовательная платформа и Издательство

Учебное пособие для вузов

В учебном пособии проводится анализ отдельных норм и положений правовой системы в области труда Германии; детально проанализированы механизм  создания и функционирования производственных советов ФРГ, значение производственных советов в системе социального партнерства, а также роль производственных советов в установлении норм и сроков всех стандартных рабочих процессов. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Книга предназначена для изучающих основы трудового права бакалавров, магистров, а также всех интересующихся данной тематикой.

Книга предназначена для изучающих основы трудового права бакалавров, магистров, а также всех интересующихся данной тематикой.

Оглавление

Предисловие ………………………………………………………………… 5

Глава 1 Эволюция трудового права Германии:

вопросы теории и практики ………………………………………….. 8

1.1. Основные направления развития трудового

законодательства Федеративной Республики Германии:

историко-правовой аспект ………………………………………………..8

1.2. Система трудового законодательства и система

трудового права Федеративной Республики Германии ……….27

Вопросы и задания для самоконтроля …………………………………….37

Глава 2 Законодательство Федеративной Республики

Германии в области труда: особенности правового

регулирования трудовых отношений …………………………… 38

2.1. Модель социального партнерства в Федеративной

Республике Германии как одна из перспективных

моделей этого партнерства в Европе. Представительство

работников и работодателей в социальном партнерстве ……38

2.2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений,

основания возникновения трудовых отношений. Роль

гражданского права в регулировании трудовых отношений ….77

2.3. Сроки трудового договора ……………………………………………….87

2.4. Прекращение трудовых отношений

по законодательству ФРГ ………………………………………………….91

2.5. Защита персональных данных ………………………………………….98

2.6. Рабочее время и время отдыха………………………………………..103

Вопросы и задания для самоконтроля …………………………………..119

Глава 3 Правовое регулирование оплаты труда ………….. 121

Вопросы и задания для самоконтроля …………………………………..149

Глава 4 Охрана труда …………………………………………………150

Вопросы и задания для самоконтроля …………………………………..165

Глава 5 Особенности рассмотрения трудовых споров …. 166

Вопросы и задания для самоконтроля …………………………………..180

Заключение ………………………………………………………………..181

Список рекомендуемой литературы …………………………… 183

Новые издания по дисциплине «Трудовое право»

и смежным дисциплинам …………………………………………. 186

УДК 349.2(075.8)

ББК 67.405.1я73

Предисловие

Данное учебное пособие связано с рассмотрением важных

вопросов регулирования труда в Федеративной Республике

Германии. В работе использована обширная нормативная база

современного германского законодательства в области труда.

Значительное место в учебном пособии отведено рассмо-

трению проблем возникновения и развития трудового зако-

нодательства Германии в историческом аспекте. Подробно

рассмотрены вопросы становления германского трудового

законодательства на рубеже XIX—XX вв.: от реформ рейхскан-

цлера Германской империи Отто фон Бисмарка до существен-

ных изменений в области труда после Второй мировой войны.

Значительный блок вопросов посвящен развитию производ-

ственной демократии в Германии. Детально проанализированы

механизм создания и функционирования производственных

советов ФРГ, их компетенция, важное место производственных

советов в системе социального партнерства. Подчеркивается

значительная роль производственных советов в установлении

условий труда, режимов рабочего времени и времени отдыха,

систем оплаты труда, в урегулировании вопросов охраны труда

и техники безопасности.

Особое место в работе отведено рассмотрению вопросов воз-

никновения, изменения и прекращения трудовых отношений;

правовому регулированию оплаты труда; охране труда; особен-

ностям рассмотрения трудовых споров. Подчеркивается, что

регулирование труда в ФРГ может осуществляться нормами как

трудового, так и гражданского права, что является крайне специ-

фической чертой этого правового регулирования, коренным

образом отличной, скажем, от правового регулирования труда

в Российской Федерации, где основным регулятором этих право-

отношений выступают исключительно нормы трудового права.

Усвоение учащимися материалов об основных направлениях

регулирования труда в Германии проходит параллельно с более

подробным усвоением ими новаций в сфере этого регулирова

ния. В учебном пособии подробно рассматриваются последние

изменения в законодательстве о труде ФРГ, дается подробная

характеристика этим изменениям, что имеет не только теоре-

тический, но, несомненно, и практический интерес.

Данная работа ставит перед аудиторией не только теоре-

тические и практические вопросы, но и позволяет студентам

подискутировать по наиболее важным вопросам соотношения

полномочий производственных советов и профсоюзов Герма-

нии в области коллективных трудовых споров, роли коллектив-

ных договоров и тарифных соглашений в различных отраслях

промышленности ФРГ, влияния декретов и иных норматив-

ных правовых актов Европейского Союза на изменение норм

о труде Германии, многим другим.

В результате изучения проблем правового регулирования труда

в Федеративной Республике Германии обучающийся должен:

знать

• историю развития законодательства в области труда;

• систему трудового законодательства и систему трудового права;

• основные направления социального партнерства (представитель-

ство работников и работодателей в социальном партнерстве);

• основы правового регулирования трудового договора (стороны

трудового договора, основания возникновения, изменения и прекра-

щения трудового договора);

• законодательство о защите персональных данных;

• основы правового регулирования рабочего времени и времени

отдыха;

• основы правового регулирования оплаты труда;

• действующее законодательство в области охраны труда и техники

безопасности;

• особенности рассмотрения трудовых споров;

уметь

• анализировать и давать правильную оценку конкретных ситуа-

ций, возникающих в процессе практической деятельности;

• точно и обоснованно использовать на практике правовые нормы,

позволяющие быстро и эффективно разрешить конкретные ситуации;

• давать точное и объективное истолкование и правовую оценку

фактам на основе полученных знаний в области правового регулиро-

вания труда;

• правильно и четко составлять при необходимости проекты до-

кументов, регламентированных действующим законодательством;

владеть

• юридической терминологией в области правового регулирования

труда;

• навыками работы с законодательством в сфере регулирования

труда;

• навыками подготовки правовых документов, в том числе заклю-

чений и письменных консультаций по различным правовым вопросам

правого регулирования труда.

Доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист РФ А. А. Клишин.

Доктор юридических наук,

профессор А. А. Шугаев.

Глава 1.

Эволюция трудового права

Германии: вопросы теории и практики

1.1. Основные направления развития трудового

законодательства Федеративной республики Германии:

историко-правовой аспект

Сегодня Германия по праву считается правовым государ-

ством (нем. Staatrechts), где строго соблюдаются действующие

законы и иные правовые предписания, что позволило Герма-

нии занять одно из ключевых мест в мировом экономическом

и политическом пространстве.

Современное трудовое законодательство Федеративной

Республики Германии является результатом длительного про-

цесса развития гражданских и социально-трудовых отношений,

который начался еще в середине XIX в. В этом огромную роль

сыграл рейхсканцлер Германии Отто Эдуард Леопольд фон Бис-

марк-Шенхаузен (Бисмарк).

Вначале Германия отставала от Англии и Франции в отно-

шении регулирования взаимоотношений между работода-

телями и работниками. Но Бисмарк замыслил свои пенсион-

ные реформы как средство для превращения рабочего класса

в класс лояльных государству и консервативно настроенных,

т. е. дорожащих своим положением, рентнеров.

По мнению Бисмарка, такой государственный капитализм

был бы лучшим лекарством от социал-демократии. Он начал

с направления в рейхстаг проекта страхования здоровья

работающих (1883), который предполагал выплату пособия

по болезни начиная с ее третьего дня максимум на 13 недель.

После трех лет дебатов, в 1884 г. было введено страхование

от несчастного случая. Компенсация составляла 2/3 от сред-

ней зарплаты и начиналась с 14 недели болезни; ответствен-

ность за выплату этой компенсации возлагалась на ассо-

циации предпринимателей, основанные на кооперативных

началах (нем. Berufgenossenschaften). Наконец, в 1889 г. рейх-

стагом был принят закон о пенсионном обеспечении в связи

с возрастом или утратой работоспособности. Однако суммы,

выплачиваемые на основании этого закона, долгое время были

крайне невелики, составляя к 1914 г. в среднем 152 марки

в год, в то время как средняя годовая зарплата равнялась

к тому же году 1083 маркам.

Эти меры по разным причинам не устраивали как работни-

ков, так и работодателей. Более того, они и в принципе не мог-

ли приостановить рост социал-демократического движения,

поскольку целью последнего являлось развитие социального

контроля, а не социальная компенсация. Тем не менее разра-

ботанные Бисмарком меры трудового страхования намного

превосходили те, что были приняты в других промышленно-

развитых странах, и стали базой для дальнейших социальных

реформ1.

В 70-х гг. XIX в. в Германии по инициативе Бисмарка начи-

нает формироваться особый комплекс норм, регулирующих за-

ключение соглашений между предпринимателями и наемными

рабочими по поводу определения рабочего времени и условий

оплаты труда (так называемые тарифные соглашения), кото-

рые впоследствии вместе с другими нормами способствовали

созданию новой отрасли права, получившей название «трудо-

вое право».

Первое тарифное соглашение было заключено в Германии

еще в 1873 г. в сфере печатной промышленности. Его актив-

ными участниками стали профсоюзы, впервые легализован-

ные Промышленным уставом 1869 г. Северогерманского со-

юза. Наряду с принципом свободы предпринимательства этот

Устав закрепил свободу промышленных объединений. Так,

ст. 152 провозглашала, что впредь отменяются «все существую-

щие запреты и уголовно-правовые предписания, действующие

в отношении мелких производителей, подмастерьев, а также

1 Martin Kitchen. The Cambridge Illustrated History of Germany // Cambridge

University Press. 1996

фабричных рабочих по поводу заключения ими между собой

соглашений с целью достижения более выгодных условий тру-

да и его оплаты».

Среди возникших в это время профсоюзов наиболее актив-

ными были так называемые свободные профсоюзы, созда-

ваемые под руководством социал-демократов, наибольшее

распространение получившие после отмены в 1890 г. Исклю-

чительного закона против социалистов. Находящиеся под зна-

чительным влиянием классовой теории К. Маркса, отрицавшей

возможность какого-либо компромисса между «трудом и капи-

талом», «свободные профсоюзы» долгое время выступали про-

тив заключения соглашений с предпринимателями и лишь

с 1899 г. стали рассматривать их как одно из средств проведе-

ния в жизнь интересов рабочих1.

Поражение Германии в Первой мировой войне, подписа-

ние 28 июня 1919 г. Версальского мирного договора поставили

Германию в крайне тяжелое и достаточно унизительное поло-

жение. Неслучайно в связи с этим В. И. Ленин, характеризуя

этот договор как «договор хищников», писал: «Это неслыхан-

ный, грабительский мир, который десятки миллионов людей,

и в том числе самых цивилизованных, ставит в положение

рабов. Это не мир, а условия, продиктованные разбойниками

с ножом в руках беззащитной жертве»2.

В результате Первой мировой войны Германия понесла боль-

шие материальные и людские потери. По условиям Версальско-

го мирного договора изменялись демографический состав насе-

ления и географические контуры Германии, которая лишилась

10 % населения и 13 % территории3. Была значительно сокра-

щена армия, демилитаризация коснулась всех видов вооруже-

ний. Стране предстояло выплатить огромную сумму репара-

ций. После окончания войны Германия изменилась не только

территориально, но и политически. Как и другие западноев-

ропейские страны, а также США, она стала на путь создания

современной массовой демократии со всеобщим равным из-

бирательным правом, а также «социальной демократии» (или

1 Шугаев А. А., Кистерев Д. Д. Правовое регулирование труда в Россий-

ской Федерации и Федеративной Республике Германии: некоторые проблемы.

Научно-практический комментарий. М. : МГИМО (У) МИД РФ, 2014 С. 3—5.

2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч. 5 издание. Т. 41 С. 352—353.

3 Stammen  T. Die Weimarer Republik. Das schwere Erbe. Bd. 1 1918−23.

Munchen, 2001 S. 326f.

10