EnRu

+7 (495) 974-73-10

«Существует известный порядок природы, который выражается законами: факты будут повиноваться этим законам, чтобы соответствовать этому порядку».
 
      Исчезновение права? Все чаще представители разных научных дисциплин говорят о «кризисе права». Похоже, что на смену почти единодушному, еще недавно господствовавшему представлению о том, что глобализация начала XXI в. решила все проблемы общественного развития, определив генеральное направление дальнейшего движения — объединение на базе и вокруг западных идеологических и правовых образцов, — пришли ощутимая тревога и неуверенность в правильности этого направления.
 
События второго десятилетия текущего века: миграционный кризис, выход Великобритании из Евросоюза, эгоистичная, временами изоляционистская внешняя политика США (да и внутриполитические неурядицы лидера западного мира), вспыхивающие военные конфликты с участием России и НАТО и, наконец, атака коварного вируса, молниеносно ударившего по всем без исключения странам мира, — все это воспринимается, иногда не совсем рационально, как проявление наступившего жестокого кризиса, чуть ли ни конец света.
Кризис этот охватывает в глобальном масштабе общественное развитие, и в не меньшем масштабе — общественное осознание этого процесса, который, по мнению представителей разных научно-гуманитарных направлений, принадлежащих ведущим об- ществоведческим школам Российской Федерации и зарубежья, требует осмысления, интерпретации и, естественно, формулирования путей и способов выхода из кризисного состояния.
Но прежде всего следует определить: в чем состоит данный кризис и какова в этом процессе роль права? Можно даже сузить этот вопрос, поскольку мы, правоведы, не отвечаем за все болезни общества. Так в чем же кризис права, юриспруденции, правопорядка и какой диагноз поставить нашему, российскому праву, хотя и международный юридический климат для нас, разумеется, не безразличен? Чтобы разобраться в проблеме, попробуем взглянуть на нее глазами представителей смежной научной дисциплины — социологии или «социальной философии». Ученые-социологи традиционно уделяют исследованию и интерпретации природы права и его роли в общественном развитии большое внимание. Строго говоря, все мыслители, занимавшиеся исследованием общественных процессов, от Аристотеля до классиков марксизма, включая В. И. Ленина, изучали развитие человеческого общества через право, его генезис, роль и значение для жизни людей.
Представители новых социологических школ За- пада, естественно, не стояли в стороне от этих тем. При изучении работ А. Бергсона, Б. Кроче, Б. Рассе- ла, М. Вебера, П. Сорокина становится ясно, что в представлении ученых, занимающихся проблемами общественного развития, независимо от их (ученых) национальной принадлежности, право является тем стержнем, вокруг которого формируется вся мозаика общественных отношений. Почему так, ведь помимо права есть экономика, политика, религия, культура? Попробуем разобраться. Обратимся к недав- ним работам российских ученых-социологов, философов и правоведов.
В монографии «Трансформация парадигмы права в цивилизационном развитии человечества» содержатся разделы, подготовленные академиками В. С. Степиным и А. А. Гусейновым, которые посвящены исследованию права как социокультурного феномена, а также анализу соотношения права и морали. Примерно в этот же период содержательные ра- боты на схожие темы появились в журнале «Государство и право» и Журнале российского права (об этом см. ниже).
Так, В. С. Степин предлагает трактовку современного общества как «сложного, исторически развивающегося организма, воспроизводство которого определяется взаимодействием его главных подсистем — экономики, подсистемы социальных отношений... культуры». При этом культура интерпретируется им как «сложноорганизованная система надбио- логических программ человеческой жизнедеятельности...». Далее В. С. Степин поясняет, что «базисные ценности» культуры предстают как своего рода «геном социальной жизни», заключающий в себе все основные ценности, «смыслы мировоззренческих универсалий».
Право в этой концепции, как и его основные эле- менты (правовая история, правосознание, право- вая система и т. д.), принципы и идеалы, по мнению В. С. Степина, «всегда согласовываются с фундаментальными жизненными смыслами и ценностями, образующими основание культуры соответствующей цивилизации».
Не вдаваясь в особенности трактовок признаков цивилизации, которых (трактовок) довольно много, и их разнообразие порой мешает установить четкие, определяющие черты тех или иных (иногда основополагающих) элементов цивилизационного развития, обратим внимание на утверждение автора, что «общечеловеческие компоненты права не функцио- нируют вне их связи с особенностями той или иной культурной традиции».
В этой постановке вопроса, в принципе, не так много нового. Сам автор подчеркивает, что в отличие от марксистской традиции, где генератором социальных перемен рассматривается экономика, современная «постконсервативная» школа проводит более углубленный анализ того, что приверженцы марксистского взгляда называли надстройкой (в которую включалось право). Предлагается определять широким философским термином «культура» те базисные ценности, которые, коррелируясь с правосознанием, детерминируют тип цивилизационного развития. При этом основным идеалом права (по-видимому, не зависящим от типа цивилизации), присущим человеческому представлению о справедливости, предлагается считать равенство людей перед законом, достигаемое через верховенство права.
Далее по ссылке>>>>.